Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад №2»
Сообщение на педсовет:
«Проектная
деятельность- важное условие формирования правовой культуры детей и родителей»
Воспитатель:
Крупенина С.А
Уважение к
человеку – вот пробный камень.
Если уважение к
человеку будет заложено
В сердцах людей, они неизбежно
придут
К
созданию такой социальной, экономической,
Политической
системы, которая сделает
Это уважение
непреложным законом».
Антуан де Сент-Экзюпири
Одним из
важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового,
демократического государства, способных к социализации, уважающих права и
свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную
терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других
народов.
Только сейчас, когда права человека
перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу –
формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только
условий для творческой самореализации, но и условий для свободного
самоопределения. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше
потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению
принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.
Главная цель педагогической деятельности
по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной,
социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой
личности.
Детские годы – самые важные в жизни
человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников
всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса -
поиск рациональных путей взаимодействия.
Что такое взаимодействие педагога с
родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю
русского языка С. Ожегова, где значение слова "взаимодействие” объясняется как
взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
И семья, и дошкольное учреждение
по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом
они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой
мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла
разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные
возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают
снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной
социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки
времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной
педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность,
экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и
третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию
можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Поскольку родители являются первыми
педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии
ребенка (Закон "Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в
сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить "обратную связь” с ними,
учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:
Мы считаем, положительных результатов
в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и
семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая
их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители -
не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. И здесь удачной
находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий
образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития
ребенка.
Проект —
это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового
продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность.
Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого
результата, или в портфель проектов для более эффективного
управления. Портфель проектов может состоять из программ.
Программа – это поэтапное
планирования взаимодействия родителей и педагогов. Одной из эффективных форм
взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая
актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной
позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в
воспитании детей.
Данная форма интересна тем, что
тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального
запроса родителей. "Филиалы” клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе
клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники,
психолог, логопед, и др.), а также библиотекари, родители воспитанников, дети.
Такие широкие социальные контакты
обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как
для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между
воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно
отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.
Установление доверительных отношений
с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию
гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и
психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного
пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных
педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности,
дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Родителям это необходимо, для того
чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в
этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают
важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать
его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
|