Педагогический
совет «Предметно-развивающая
среда ДОУ в соответствии с ФГТ» Подготовила воспитатель: Лакиза Юлия Евгеньевна 2012 Цели: 1. Определить понятие
«предметно-развивающая среда», элементы, принципы построения, особенности; 2. активизировать действия воспитателей
по проектированию предметной среды ДОУ для обеспечения разнообразной
деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и
физического развития. Вступительное слово заведующей: На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние
наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека
пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и
действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка,
или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия
среды, когда она и не тормозит и не стимулирует развитие ребенка. Все это
необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении. В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая
среда». А что это? (ответы воспитателей). «Развивающая предметная среда – это система материальных
объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его
духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство
социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка»
(С.Л. Новоселова). Практическая часть. I. Педагогический сундучок: особенности
предметно-развивающей среды. В сундучке находятся особенности предметно-развивающей среды.
Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные
помогают. Вопросы: - Назовите, основные элементы предметной среды. (Архитектурно-ландшафтные и
природно-экологические объекты.) - От чего, зависит предметно-развивающая среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка,
содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.) - Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого
ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все
потенциальные возможности каждого ребенка.) - Перечислите,
основные принципы предметно-развивающей среды. (Комфортность и безопасность, эстетичность, обеспечение
самостоятельности и свободы выбора, богатства сенсорных впечатлений,
возможности для исследования, принцип функциональности, опережающего развития,
динамичности-статичности среды.) - Перечислите, основные центры в группах. (Игровой, природный, двигательный,
познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный). - Как вы считаете, нужно ли размещать уголки в приемной и
туалетной комнатах и почему? - Какие цвета сочетаются со всеми? (Белый, серый, черный). - Средствами
наглядности служат?...(натуральные
объекты: растения, животные, природные и производственные объекты,
труд людей и самих учащихся; объемные
наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии; изобразительные
средства обучения: картины, фотографии, рисунки, диафильмы; символические
наглядные пособия: карты, схемы, таблицы,
чертежи; аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные
передачи, компьютерная техника; самостоятельно изготовленные «опорные
сигналы» в виде конспектов, схем, таблиц, зарисовок
и т.д.) - Назовите принципы построения
развивающей среды в условиях ДОУ. (ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ,
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ, ВАРИАТИВНОСТЬ, и др.) Мы
перечислили особенности развивающей предметной среды в целом. Выстраивая
развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с
чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они
живут…» (Е.И. Тихеева)
II.
Особенности оборудования
педагогического процесса. В
представленных проектах воспитатели предприняли попытку описать
предметно-развивающую среду детского сада. (Воспитатели
защищают свои проекты.) Аналитическая
часть. 1.
Итоги
тематического контроля. 2.
Итоги
презентации предметно-развивающей среды. 3.
Отчеты
воспитателей «Совместная работа педагогов и родителей по совершенствованию
предметно-развивающей среды». Заключение. На этом
педсовете мы постарались обратить ваше внимание на наиболее значимые моменты,
которые необходимо учитывать при организации предметной среды в дошкольном учреждении.
Желаем вам творчества в этом направлении. |